Michael Yakovis (yakovis) wrote,
Michael Yakovis
yakovis

Categories:

Куритиба и ее транспорт

Есть такой город в Бразилии — Куритиба. Там когда-то давно военная хунта назначила мэром президента Института исследований и городского планирования — Jaime Lerner.

Из его рук вышла, по слухам, самая совершенная городская транспортная система в мире. Она завязана на большие автобусы, которые следуют по вдумчиво спланированным маршрутам. Автобусные полосы выделенные, интервал в час пик — минута.

Остановки похожи на станции метро: оплата при входе, вход-выход с разных сторон, максимально широкие двери синхронизированы с автобусными, пол вровень с автобусом, инвалиды радуются. Засчет этого быстрая посадка и высадка.

из википедии

Но больше всего меня впечатлили циферки.

«Каждая скоростная автобусная линия перевозит 20 000 пассажиров в час. Это примерно столько, сколько и метро; и действительно, эта система напоминает метро, за исключением того, что она стоит по крайней мере в 100 раз дешевле (и в 10 раз меньше, чем наземный поезд) и может быть открыта через шесть месяцев, а не через поколение. Рио-де-Жанейро построил метро, которое перевозит в 4 раза меньше пассажиров, чем автобусы Куритибы, и стоит в 200 раз больше

— город не маленький, под 2 миллиона жителей;
— вся система стоила $4.5 миллиона за остановки + $45 миллионов за парк автобусов (всего!!!);
— стоимость проезда ниже, чем в Питере (45 центов);
— система полностью окупается и дает частным эксплуатационным фирмам 1% возврата на инвестиции в месяц;
— в городе одна машина на 2.6 жителей; это немало: в Москве 3 (по памяти, в Нью-Йорке вроде соотношение близко к единице), при этом пробок нет, по городу многие автовладельцы предпочитают передвигаться на автобусе;
— автобусы перевозят в день 1,3 миллиона человек; для сравнения, в Питере метро перевозит около 3,5 миллионов человек в день, учтите разницу в цене развертывания и разницу в населении в 2.5 раза.

Почитайте хорошую cтатью на railblog.ru, которую я вам тут обильно процитировал. Там больше и подробнее. И не только про транспорт — он вообще-то в градостроительных идеях Лернера занимает подчиненное служебное положение.

А это TED Talk, где Лернер рассказывает о своих идеях.
Обратите внимание, что можно включить субтитры — туалетной бумаги нет, но есть наждачная и конфетти русских нет, но есть английские и украинские. Язык у него понятный.



Пишут, многих эта система вдоховляет:
«The system, used by 85% of Curitiba's population, is the source of inspiration for the TransMilenio in Bogotá, Colombia, Metrovia in Guayaquil, Ecuador as well as the Orange Line of Los Angeles, California, and for a future transportation system in Panama City, Panama, Transmetro system in Guatemala City. Guatemala, the Metrobús of Mexico City and for the city of Bangalore.»

Вроде, chirkunovОлег Чиркунов. губернатор Перми, знаком с Лернером. Может, внедрит хоть что-то похожее.

Лернер даже был на TEDxPerm, но его презентация там почти повторяла выступление на большом Теде, только оригинальное получше и субтитры есть (видео с TEDxPerm почему-то без русского).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments