Michael Yakovis (yakovis) wrote,
Michael Yakovis
yakovis

Максимишин о том, что такое хорошая фотография

Выношу сюда, потому что оригинал существует в виде комментария на фотосайте, а это дело ненадежное.

Фотографии, о которых идет речь: «Лестница» и «Почетный караул»

Постинг двух последних картинок - этой и предыдущей, про почетный караул, - суть некое продолжение моей недавней дискуссии с Егором Шаровым. Степень формального, исчислямого хотами и реками, успеха этих картинок несоразмерима, хотя эта - одна из любимых моих картинок, а прошлую я, как и писал, за фотографию не держу. Ежели кому интересно, попытаюсь объяснить почему. Ежели не интересно - дальше можно не читать.

Будучи категорически испорчен естественнонаучным образованием, я постоянно пребываю в попытках померять гармонию алгеброй и дать общие определения недефинируемым вещам. В частности, мне очень важно определить для себя что же такое "хорошая карточка". За свою недолгую фотографическую карьеру я менял это определение несколько раз. Предыдущий дефинишн был "Хорошая карточка должна удивлять". Сейчас же я думаю, что хорошая карточка эта та, на которую смотрят долго. Ежели кому-то покажется это банальностью - прошу отнести это на счет моего природного скудоумия.

Это я к тому, что карточка про караул напоминает мне более или менее профессионально сделанную обертку для конфет. Посмотрел - и забыл. Декоративно-прикладное искусство. Вполне может быть незатейливым настенным украшением. Эта же карточка постоянно останавливает мой взгляд когда я пролистываю папку восьмью сотнями иракских картинок. Если кому-нибудь интересно, попытаюсь проанализировать собственное понимание причин. Ежели не интересно - удивительно вообще, что Вы до этого места дочитали.

Начну издаля.

Сначала про форму.

Итак задача – как можно дольше удержать взгляд зрителя. Чем дольше взгляд бродит по картинке, чем больше времени займет путешествие. А если пустить взгляд зрителя по кругу – совсем хорошо. Идеал – замкнутая ломанная линия. Чем больше колен – иначе говоря, сюжетно значимых элементов, описываемых непрерывной линией - тем лучше. Еще лучше, если элементы активны и сами по кривой направляют взгляд зрителя как дорожные указатели – Петя смотрит на Клаву, Клава указывает рукой на Семёна, Семен через выбитый зуб плюет ядовитыми слюнями в Петю.

Композиции бывают простые и сложные. Простейшая состоит из одного элемента. Характерный пример - фото на паспорт. Чуть сложнее скомпоновать смотрибельную картинку из двух элементов. Вариантов не много . Если говорить о жанровой картине – вариант объект – фон. Вот Путин – за ним Кремль. А это бомж – за ним Макдоналдс. В общем, фото ТАСС. Двухходовые картинки вполне годятся для газеты, где карточка зачастую не самоценна, а служит лишь способом привлечь внимание зрителя к иллюстрируемому материалу. Но мы же хотим делать фотографию, а не газету – нам скучны двухходовки. Три элемента – уже интереснее. Это классика – передний план, средний и задник. Вполне смотрибельно, хотя традиционно. Сложности начинаются дальше. Но тем многовариантнее задачка. И тем интереснее. И решать и смотреть. В этой картине мне видится 6 композиционных центров – я смотрю слева направо – три парня, вниз – мальчик с ящиком, вверх – мужик, вниз – бегущий мальчик, вверх - минарет, вниз - тетка в черном – далее – по параллельным линиям лестницы – снова три парня итд. Стоящий в тени «черный» парень уравновешивает темное пятно «черной женщины». Главная диагональ проходит по кромке парапета лестницы . и приводит к лицу женщины и минарету. Нисходящая диагональ – по головам парней через мальчика к зависшей ноге женщины.

Теперь дальше. Помимо компоновки сюжетных элементов, фотограф, как и художник, решает еще две вечных задачи – передачи движения и проецирование трехмерного пространства на плоскость изображения. На мой вкус, первая решается здесь наличием бегущего мальчика и «неравновесными», неустойчивыми фазами движения женщины и мальчика с ящиками. Вторая – перспективой и наличием сюжетно значимых элементов на каждом из планов – переднем , среднем и заднем.

О конфликте.

В любой картинке, претендующей на художественность, а не только на декоративность, должен быть инь и янь. Конфликт может быть как визуальным, так и смысловым. Более того, это может быть конфликт между нашим представлением о сущем и его отображением на фото – тот случай, когда картинка удивляет. В качестве такового видится мне визуальные противопоставления – два парня белых – между ними черный. Мужчины в белом слева – тетка в черном справа . Трое неподвижных людей слева – и рифмующийся с ними «движущийся» треугольник справа.

Цвет. Синий сверху. Желтый снизу. Бегущий мальчик и стоящий мужчина - почти тот же желтый, но на тон темнее, рифмуются друг с другом. Еще черный и белый.

Это что касается формального анализа того, почему мне нравится эта картинка.

Теперь про содержание. Про газетные картинки я уже писал. Журналы, в отличие от газет, люди читают дома вечером. В хорошем журнале зачастую видеоряд идет впереди текста. Журнальные фотографии ( я не говорю о тех, которые служат сугубо утилитарным целям ) люди рассматривают, картинки типа: вот нищий, а вот мерседес там не проходят. Журнальная картинка должна быть многоплановой, это не должен быть плакат, это должна быть картина. Журнальная фотография, IMHO, сложнее и интереснее, в ней меньше толкотни и больше времени подумать. Журнальная фотография события должна быть не столько фиксацией события – событие уже все видели по телевизору и на газетных картинках, сколько должна содержать эмоциональный анализ события. Она должна передавать зрителю ощущение события и в этом смысле она существенно более авторская. Естественно, я говорю о хороших журналах, в России таковых мало, если вообще есть. Зачастую, то, что в России называю журналом суть цветная газета. Примеры хороших журналов – Пари Матч, Фокус (не наш, немецкий), Тайм, Штерн итд. У Огонька нашего были шансы, но не случилось. Так вот. Эта скромная картинка, на мой вкус, создает у меня, как зрителя, ощущение этого места. Почему она это делает – наверное, благодаря форме. Хотя, вполне вероятно, что ощущение создается только у меня. Но ведь я все это рассказывал для того, чтобы пояснить, почему МНЕ нравится эта картинка.

Про «Почетный караул» там есть у него еще такая ремарка:
тот случай, когда приходится признать творческое поражение. На самом деле, при всей незатейливости, технически не простая картинка. Нужно было решить ряд задач:
1. Руки должны быть относительного одного размера, а свести к минимуму перспективные искажения можно только длинным фокусом - это снято 350мм. На таком фокусе крохотная глубина резкости - то есть пришлось закрутить дырку на 22, от чего выдержка у меня получилась 20. Штатива нет, снимал с рук. Не 2 к трем, потому как начинают вверху справа лезть части лиц и погон, которые разбивают ритм.

Я уж не говорю — успеть все это обдумать. Но 1/20 на 350 мм... Или наоборот. (Тут уже сплошной мизандерстэндинг пошел, так вот: эта фраза относится только к последней цитате.)

Да, в жж Максимишина зовут remetalk, если кто не знает.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments